Первым человеком, употребившим термин "киберпанк" по отношению к одному из направлений литературы, повсеместно признан Гарднер Хуёзуа - один из редакторов " В целом, литература киберпанк интересуется людьми, которые находятся на обочине культурных систем, передовых в технологическом отношении. Как правило, в рассказах направления киберпанк фоном служит некая система, подавляющая жизнь самых обыкновенных людей - ею может быть деспотическое государство, группа крупных господствующих корпораций или фундаментальная религия. Системы совершенствуются с помощью различных технологий (сегодня развитие некоторых из них идет со скоростью, выбивающей из колеи многих), в частности информационнойтехнологии (компьютеры, средства массовой информации). Это служит усилению системы за счет ограничения свободы выбора тех, кто находится внутри системы. Часто такая технологическая система распространяется и на ее "человеческие" составляющие - через пересаженный мозг, протезированные конечности, созданные путем биологической и генной инженерии органы и т. д. Сами люди становятся при этом частью "Машины". Такова "кибернетическая" сторона киберпанка. Тем не менее, в любой культуре, цивилизации всегда существуют те, кто живет на ее обочине, на краю: это не только уголовники, отбросы общества, но и люди "не от мира сего", и просто те, кто выбирает свободу ради свободы - иначе говоря, маргиналы системы. Литература киберпанк избирает своими героями именно таких людей, а зачастую делает акцент на способы, которыми они обращают технологические достижения к своей выгоде. Такова "панковская" сторона киберпанка.
 Лучшие произведения в стиле киберпанк отличаются от предыдущих работ на аналогичные темы характерным стилем. Урбанистические пейзажи, гнетущая пессимистичная атмосфера. Идеи обрушиваются на читателя без всяких пояснений - примерно так, как новые достижения обрушиваются на нас в повседневной жизни. Зачастую возникает ощущение нравственного раздвоения: борьба с системой (чтобы опрокинуть ее или просто остаться в живых) не делает основных персонажей "героями" или "хорошими" в традиционном смысле слова. Но еще занятнее, что один из авторов этого рода литературы, также удостоившийся персональной статьи в «Британнике», а кроме того, виднейший киберпанковый теоретик, Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), написал следующее. «Побывав недавно в Москве, я почувствовал, что попал в мир «Нейроманта». Повсюду уличные самураи, сомнительные парни с уголовными связями, а жизнь людей контролируют полукриминальные многонациональные организации и компании. Прежний порядок повсюду лежит в руинах, люди все растаскивают и все продают, но никто, похоже, не стремится работать и что-то производить. Все хотят легких денег. Они думают: прибыль - это воровство, процветание - это воровство; они думают: воровство - это и есть экономика. Это поразительно! Но это существует в реальности». Написано хлестко. И не без оснований. Так что давайте взглянем, что же такое киберпанк и как он соотносится с реальностью. Тема-то не чужая. Вот он: волшебное слово состоит из двух частей - "кибер" и "панк". "Кибер" означает продвинутую технологию, желательно, но не обязательно имеющую отношение к компьютерам. Это могут быть мозговые импланты, гнезда по всему телу, устройства для выхода в виртуальную реальность, изощренные механические или клонированные протезы любых органов, от глаз до селезенки. Кроме того, это могут быть ИскИны - искусственные интеллекты, живущие в киберпространстве. Но этих последних может и не быть. И от этого худло отнюдь не перестанет быть киберпанковским. Их нет, например, ни у Стерлинга, ни у Пинчона (который, наверное, уже обыкался), ни во многих рассказах самого Гибсона. Главное, чтобы присутствовали cutting-edge технологии и вторая составляющая часть названия - "панк". Что это такое, объяснять, конечно, не нужно, но, как водится в статьях, придется. "Панк" в этом течении значит то, что главными героями являются маргиналы всех мастей: сквотеры, хакеры, бомжи, воры, проститутки, наемные солдаты, скупщики краденного, авантюристы, собственно панки в конце концов. Эта смесь из городских низов и высоких технологий и дает в итоге столь модный сегодня стиль. И как ни стенай, как ни отказывай в праве называться киберпанком книгам, где недостаточно проработан философский аспект взаимоотношений творца и творения и тому подобные материи, им (книгам и авторам) от этого ни жарко ни холодно. Они в своем праве, и будут стоять в книжных магазинах на одной полке с Гибсоном и Стерлингом.
|